Немецкое образование славится во всей Европе и по последним исследованиям, немецкая школьная система делает успехи и является образцом для подражания.

Особенности немецкого образования

Школьная система Германии комплексная и многоступенчатая. По сравнению с другими европейскими странами, нигде уровень образования родителей и их социальное положение  не влияет так сильно на выбор типа школы, как в Германии.

Да и сама  учеба в немецкой школе продолжается  очень долго. Недавно это было 13 классов обучения , но в связи с нововведениями делается переход на 12- летнее образование. Однако в связи с различными программами обмена, а также при плохой успеваемости и повторения класса, учеба затягивается, и абитуриенты поздно, в возрасте 19-23 лет , поступают только еще в университет и только к 30-и годам начинают работать.

Что необходимо учитывать при выборе школы в первые годы обучения в немецкой школе?

Так как Германия является федерацией и состоит из 16 земель, то и школьная система отличается в каждой земле. Каждая федеральная земля самостоятельно составляет школьные планы, поэтому часто при поступлении в ВУЗ другой земли наблюдаются проблемы признания школьного аттестата, эквивалентному данной землЕ. Как мне известно, аттестаты, полученные в Северной- Вестфалии,Гамбурге, Саксонии, Баварии и Баден-Вютенберге, признаются везде без проблем.

Первые годы в школе
В Германию детей отправляют, когда им исполняется 5лет. Сначала это начальная школа, которая длится 4 года. Там учат детей немецкому, математике, пению, английскому. В первый год учебы оценки не выставляются. Здесь система оценок совсем иная : «1» означает очень хорошо, а «6» – неудовлетворительно. Если успеваемость не очень высокая, то ребенка не отчисляют из школы, а оставляют на второй год.

Часто у переехавших детей нет практически никаких знаний немецкого языка. Здесь для этого существуют преподаватели, которые будут заниматься с ребенком после занятий и выполнять с ними домашние задания. Вообще занятия в начальной школе длятся до 12-13.00, а затем детей забирают домой. В связи все с большей трудовой занятостью матери, дети остаются в продленке до 16-17.00.

Нередко по окончанию начальной школы, учителя дают родителям свою рекомендацию, какая школа лучше соответствует способностям ребенка. Родители могут слепо полагаться на правильность выбора учителя, и только в редких случаях спрашивают ребенка о его желании. Рекомендация же преподавателя не всегда может быть верной . В этом вопросе в последнее время возникает множество споров. Наблюдаются такие моменты, что если ребенок  из семьи академиков, то он идет в гимназию. Родители часто заботятся больше о своем престиже, а не о том, потянет ли их ребенок всю нагрузку. Были и такие случаи, что если ребенок из семьи иммигрантов, то большая вероятность, что он не потянет учебу в гимназии, несмотря на его хорошую успеваемость в начальной школе, ему дают рекомендацию в Hauptschule или Realschule(более низкие по статусу). Поэтому желательно родителям самим следить за успехами своего ребенка и за его склонностями и способностями.

P.S. Если статья была Вам полезной — поделитесь информацией с другими 😉